Самуйлов А. И.

Вышний Волочек, 30 июля 2016 года

Александру Ивановичу Самуйлову 90 лет!

А.И. Самуйлов сразу же после Великой Отечественной войны.

      Ежегодно в последнее воскресенье июля отмечается в России День Военно-Морского Флота. Это замечательный праздник, олицетворяющий честь и славу военных моряков всех поколений.

     В городе Вышнем Волочке - День Военно-Морского Флота отмечался всегда торжественно и с признательностью тем людям, которые воевали на флоте, с уважением к тем, кто проходил службу на флоте. Таких людей было много! Почему было? Есть! Ведь они в нашей памяти, они сделали все, что смогли для Победы! Для Отечества!

      Вот и наш отец, Александр Иванович Самуйлов, родившись 30 июля 1926 года, мечтал о море, хотел стать моряком. И видимо, это судьба! Он стал моряком! Только время для этого выпало тяжелое – война, только испытание было большое – горе, гибель родных и друзей, да и ответственность была высокая – спасать надо было Отечество.

     Александр Иванович Самуйлов (30 июля 1926 года – 1 января 2002 года) родился и жил в Вышнем Волочке. В семье было трое детей. Старшая сестра - Женя (погибла в блокаду в Ленинграде), и два брата – Николай и Александр. Позже появилась младшая сестра – Валентинка.

Фото конца 1940-х гг. В первом ряду: мама – Агриппина Никифоровна, сестра – Валентинка, отец – Иван Николаевич; Во втором ряду – брат Николай, его жена – Екатерина, Александр.

      В школу, в первый класс, наш отец пошел в городе Ленинграде (родители были переведены туда на работу) в 1933. Это была средняя школа № 10 Красногвардейского района.

      А дальше, в связи с переездом родителей в 1937 году на работу в город Вышний Волочек, пошел учиться в среднюю школу № 4, которая размещалась в одном здании вместе со школой № 1 имени МЮДа.

       В 1941 году, окончив семь классов, начал работать в центральных ремонтных мастерских хлопчатобумажного комбината. Стал слесарем-учеником. Работал, помогал семье. Вот что пишет об этом времени наш отец: 

      «Началась война. Тут уж приходилось делать все, что скажут. Работал в котельной, а там рабочая смена 12 часов. Кидаешь лопатой торф в ненасытную печь, потом золу выгребаешь, воду качаешь, за приборами следишь, передыху не было никакого. За 12 часов изматываешься до предела. Придешь домой, поешь и спать, спать, спать… Мы по-взрослому, а не по-детски понимали: идет война, каждый обязан быть бойцом на фронте или в тылу, где тоже ковалась победа. Потому и работали от зари до зари, питаясь впроголодь, не думая об отдыхе и развлечениях. Правда, в кино ходили, особенно на фронтовые сборники.

    В августе началась эвакуация комбината. Все станки ЦРМ демонтировали и отправили в тыл страны. Начался демонтаж прядильного производства. Работали по 16 часов, спешили. Бывало домой еле идешь. Перекусишь и в кровать. Никто не пищал, не хныкал, не роптал. Откуда силы брались!.. Молча каждый делал свое дело, понимая: надо - идет война не на жизнь, а на смерть.

    В октябре выехали в эвакуацию вместе с оборудованием в Набережные Челны на Волгу. Ехали через Бологое по Северной железной дороге. Не обошлось и без бомбежек, но нам повезло, никто не пострадал.

     Прибыв на место, сразу же приступили к установке и монтажу станков. Начинали практически с нуля, с фундамента. Через шесть месяцев, буквально на голом месте, пустили фабрику. В ту пору мне было 15 лет! Просто мальчишка, но на моей груди уже сиял орден "Знак Почета".

      А дальше опять вкалывали по 12 часов и больше. Я еще успевал заниматься на курсах шоферов. Днем теория, а ночью вождение. Нас готовили в армию, шла война. Через три месяца получил права водителя.

    В ноябре 1943 года пришла повестка из военкомата, меня призвали во флот. Ура! Сбывается мечта моего детства стать моряком. Меня определили вначале на учебу на водолаза, а когда узнали, что я шофер, отправили мотористом на ракетный катер.

    Идем своим ходом в Одессу. На побережье Черного моря видны разрушенные и сожженные города, села. Из дома пришла печальная весть: на фронте погибла моя старшая сестра, а старший брат тяжело ранен в голову и лежит в госпитале. Во мне неистребимо росло чувство ненависти к врагу, желание отомстить за горе и страдания народа, за сестру и брата».

 

сестра Женя, апрель 1939 года, училась в Ленинграде, погибла во время блокады.

      Рассказ нашего отца продолжается: «При подходе к Одессе впереди идущий катер подорвался на мине и затонул. Шедший за ним следом дал задний ход, и снова взрыв. Напоролись на минное поле. Гибель двух катеров у меня на глазах произвела тяжелое впечатление. 

    22 апреля высаживаем десант и освобождаем Белгород-Днестровский. Получил первую награду - благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. 

     Через день совершаем поход и прорыв в устье Дуная. Мы шли первыми, и вдруг двигатель застопорился и заглох в надрыве. Катер потерял ход и оказался хорошей мишенью для немецкой артиллерии. Медлить было нельзя, нужно обследовать винт. По приказу командира ныряю под корму катера. Оказалось, что на винт намотало рыболовные сети, которыми немцы специально перегородили вход в устье Дуная. Подныриваю несколько раз, ножом разрезаю сеть, освобождая винт катера. И вот винт чист, катер снова на ходу, а за ним устремляются другие катера соединения. Артиллерия врага ведет по нам интенсивный огонь. Мы маневрируем как можем, продолжая атаку.

     У Вилково немецкая понтонная переправа. Здесь и разгорелся жестокий бой. Высадили десантников, которые сразу пошли вперед. С палубы заметил барахтающегося в воде бойца. С разрешения командира прыгаю в воду, помогаю десантнику доплыть до берега и тут же возвращаюсь на катер, который вел огонь из носового орудия.

    Спасенным оказался наш вышневолочанин, Борис Лемешев, но об этом я узнал только через 43 года на первой встрече моряков-ветеранов вышневолочан. Спасенный узнал меня, бросился обнимать. Я поначалу не понял этих эмоций и только позже, когда он напомнил мне тот случай, все стало на свои места. За этот бой у селения Вилково я был награжден орденом Красной Звезды.

     Разгромив переправу и уничтожив катера противника, мы открыли путь к наступлению и освобождению придунайских городов и сел. Начались бои на территории Румынии. В боях за город Тульча мне снова была объявлена благодарность И.В. Сталина. Может быть, кому-то покажется этот факт незначительным, недостойным упоминания. Подумаешь, благодарность! Но для тех, кто воевал, благодарность Верховного Главнокомандующего была исключительно высокой боевой наградой, и далеко не каждый ее получал.

     Изо всех сил рвемся вперед, вверх по Дунаю…

    Румыния капитулировала! Впереди Болгария, Югославия. Местные жители этих стран встречают нас с большой радостью, как своих освободителей.

Идти приходилось с боями. Будапешт, Эсгергом, Комарно, Братислава, Вена, Корнейбург, а особенно Илок,– все это крепкие орешки и доставались они нам очень тяжело. За высадку десанта в крепость Илок я был награжден медалью Ушакова. Для меня эта морская награда, которая приравнивается к сухопутной медали "За отвагу", была самой дорогой.

    Трудным был переход по Дунаю. Шли иногда по крохотным, узким каналам, совершали обходные маневры, чтобы выйти к Будапешту. Чуть ли не на руках тащили свои корабли через отмели. На пути часто встречались разрушенные мосты и шлюзы, и тогда приходилось проделывать проходы. Это было крайне опасно, потому как все эти преграды были, как правило, заминированы. Тральщиков и минеров было мало, и нам пришлось срочно осваивать профессию минера.

  Случилось высаживаться на берег в составе десанта и штурмовать укрепления, быть корректировщиком для корабельной артиллерии. Особенно трудно пришлось при взятии Будапешта. Артиллерия постоянно обстреливала нас с берегов, и мы с трудом прорывались через стены заградительного огня и шли вперед.

    Не обходилось и без жертв. В Братиславе похоронили моториста Николая Басова, погиб радист Василий Барановский. Война близилась к концу, и тем острее мы переживали гибель своих боевых товарищей.

      Потом была Вена. Надо было спасти от взрыва мост через Дунай. На подходе к нему нас встретил шквал огня с обоих берегов реки. Потеряли один катер, но прорвались к мосту и не дали его взорвать. Последний бой вели по захвату Корнейбурга. Здесь мы и узнали об окончании войны, но для нас она продолжалась. Занимались разминированием форватеров, мостов, шлюзов, портовых сооружений, а это работа всегда была крайне опасной.

    Война! Каждый ее день стоит у меня перед глазами, словно это было вчера, Ее невозможно забыть, да и нельзя. Воевали мы за то, чтобы нигде в мире не было больше войн. Дело сохранения мира далеко не простое дело, это мы видим по событиям последних лет".

     По нашим данным, отец воевал с 1944 года и до окончания Великой отечественной войны в составе Дунайской военной флотилии. Как известно, моряки Дунайской военной флотилии с честью выполнили возложенные на них боевые задачи, оказывая постоянную помощь сухопутным войскам.

     За боевые заслуги он был награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественная война II степени», медалями «Ушакова», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За Победу». Отец гордился полученными им благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Их было восемь.

На фото мама и сестра, подпись «20 июля 1949 года, Сибирь, г. Канск»

     В 1947 году А.И. Самуйлов был переведен для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот младшим мотористом в бригаду кораблей 4 дивизиона малых канонерских лодок. В 1948 году - мотористом в бригаду кораблей 3 дивизиона бронекатеров.

      В марте 1950 года А.И.Самуйлов стал кандидатом в члены ВКП(б), в декабре 1951 года – членом КПСС.

    В октября 1950 года А.И. Самуйлов был уволен в запас. И дальше вся его жизнь была связана с Вышним Волочком, с работой в ТЭЦ хлопчатобумажного комбината (позднее Калининэнерго) в должности машиниста-турбиниста, мастера котельного цеха, старшего мастера котельного и машинного цехов.

На фото жена А.И. Самуйлова, Евгения Ивановна, мама и сестра Валентинка, начало 1950-х гг.

      А.И. Самуйлов с отличием окончил Вышневолоцкий текстильный техникум.  Листая трудовую книжку отца, находим много благодарностей «за проявленную инициативу…», «за участие во внедрении…», «за внесение рационализаторского предложения», и узнаю его, активного и ответственного человека. Вспоминаю, что на работу он уходил очень рано, чтобы все проверить, привести в нужное состояние.

На фото Александр Иванович, Николай Иванович, Иван Николаевич Самуйловы, Владимир, муж сестры Валентины

      Каким он был, наш отец, Александр Иванович? Отец блестяще играл в шахматы, в том числе был заметным игроком среди шахматистов города Вышнего Волочка и Калининской области. Он любил читать и учиться. Он очень любил футбол, хоккей, бокс. Поэтому мы, две его дочери, все детство смотрели матчи, встречи и радовались вместе с отцом и огорчались, если спортивные достижения не оправдывали ожиданий.

    Наш отец любил технику, поэтому у него всегда были средства передвижения: мотоцикл «Иж» с коляской, потом машина: сначала старый «Москвич», потом «Запорожец».

     Мы любили всей семьей ездить за грибами и ягодами, это было увлекательное занятие, а какое вкусное!

    Но самое главное – отец очень любил нас и научил любить жизнь, людей, природу! Спасибо ему за науку и помощь, за то, что он был и есть в нашей жизни! Смеем надеяться, что не только в нашей.

    Очень хорошо, что он успел встретить своих внуков! Он радовался нашим победам! Например, тому, что старшая дочь защитила докторскую диссертацию по педагогике и работает профессором в вузе. Младшая дочь окончила институт текстильной и легкой промышленности в Ленинграде и смогла реализовать себя в профессии.

На фото А.И. Самуйлов с дочерью Надеждой перед демонстрацией, посвященной 1 мая, 1964 год

    Жаль, что мы не можем встретить вместе с нашим отцом его девяносто лет, и встретили только 75. Да, наш отец, Александр Иванович Самуйлов, один из многих граждан России, достойно учившихся и работавших, защищавших с оружием в руках свою Родину. Именно от таких, как он, зависело и зависит благополучие нашей страны, ее будущее, ее развитие. Это здорово, что о нем помнят внуки, осмысливают его воспоминания и понимают, что он прожил сложную, интересную, яркую и заслуживающую уважения жизнь. Вот оно, продолжение жизни, сохранение традиций и желание запомнить все и пронести в сердце.

 

На фото: братья Самуйловы Александр и Николай, 1995 год

Авторы, с благодарностью:

Асташова Надежда Александровна, старшая дочь, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Брянского госуниверситета имени академика И.Г. Петровского

Цыбульская Светлана Александровна, младшая дочь, экономист

Литература:  Калиткин В.Н. Город матросской славы. К 300-летию Российского флота. – Тверь: Тверское областное книжно журнальное издательство, 1996. – 128 с.