Справка

Шрифт

Интервал

Цветовая схема

Изображения

alt='Госуслуги' />
Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?


Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении.

Шарый И. П.

Иван Прокофьевич ШАРЫЙ, майор

     По окончании механико-технологического техникума, как специалист со средне-техническим образованием, в ноябре 1940 г. призван в 20-й инженерно-аэродромный батальон, базировавшийся в Васкелово, под Выборгом. В апреле 1941 г. окончил Ленинградские курсы по подготовке сменных техников-аэродромщиков.

   Война застала на строительстве аэродрома на 34-м км от станции Лоухи железной дороги Ленинград – Мурманск, у границы с Финляндией. К осени аэродром был готов к приему истребительного авиаполка.

  В суровую многоснежную зиму готовили в районе Тихвина под Ленинградом аэродромы «Новинка», в районах Яровщины, Паша, восстанавливая взлетные полосы после интенсивных немецких бомбежек, очищая от обильных снегов, обеспечивая бесперебойные полеты. Здесь 20 ОИАБ потерял часть личного состава.

    Весна и лето 1942 г. – строительство аэродромов на объекте 314 в районе ст. Сумеречи и в районе в Кярг-озера на Карельском фронте. Зимой и летом 1943 г. батальон стоял в Малошуйке. Строили, восстанавливали, поддерживали в боеготовности  аэродромы на объектах 310,348, в Кярг-озере, др.

   В ноябре 1943 г. – переформирование батальона в Ворошиловских лагерях г. Калинина. В составе 2-го Прибалтийского фронта восстанавливал аэродромы, взлетные полосы, строил капониры в районе Великих Лук, Литвинихи, Чупрово, Шестково, в Белоруссии. Затем, в составе 3-го Белорусского фронта продолжились работы на территориях БССР и Литвы. Здесь под осень 1944 года на аэродром напоролась большая группа отступающих, выходящих из окружения солдат и офицеров немцев в районе Антоново. Участвовал в преследовании, уничтожении и пленении этой группы.

   С октября 1944 года в Восточной Пруссии, затем под Кенигсбергом восстанавливали и поддерживали в рабочем состоянии аэродромы. 7 мая 1945 г. окончил курсы политсостава при ПУ 3-го Белорусского фронта. 9 мая встретил на аэродроме в районе Тапиау. Сменным техником работал по август 1945 г., затем, комсоргом отдельного инженерно-аэродромного батальона.

    После войны в июне 1945 года через Польшу перебазировались на аэродром г. Щучин Гродненской области. Избирался на комсомольские, партийно-политические должности в 863-го, 790-го, 805-го истребительных авиационных полках 129-й ИАД.

   В апреле 1952 г. с 805-го ИАП перебазировался на аэродром Хотилово в состав войск Московского округа ПВО, 88-й ИАК, под командованием Покрышкина А. И. Вскоре переведен и работал в Политотделе 129-й Кенигсбергской ордена Кутузова II степени ИАД, штаб которой находился в Вышнем Волочке. Уволен в декабре 1960 г. с должности заместителя начальника Политотдела и трудился в аппарате горкома КПСС по 1991 г.

   Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», юбилейными.

И. Шарый (крайний слева) с летчиками 805-го ИАП: Гречухиным, Порошиным, Шевченко, Петуховым. Июль 1959 г.