Иван Прокофьевич ШАРЫЙ, майор
![](http://vvolochek.tverlib.ru/sites/default/files/1_4.JPG)
![](/sites/default/files/%D1%88%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9.jpg)
По окончании механико-технологического техникума, как специалист со средне-техническим образованием, в ноябре 1940 г. призван в 20-й инженерно-аэродромный батальон, базировавшийся в Васкелово, под Выборгом. В апреле 1941 г. окончил Ленинградские курсы по подготовке сменных техников-аэродромщиков.
Война застала на строительстве аэродрома на 34-м км от станции Лоухи железной дороги Ленинград – Мурманск, у границы с Финляндией. К осени аэродром был готов к приему истребительного авиаполка.
В суровую многоснежную зиму готовили в районе Тихвина под Ленинградом аэродромы «Новинка», в районах Яровщины, Паша, восстанавливая взлетные полосы после интенсивных немецких бомбежек, очищая от обильных снегов, обеспечивая бесперебойные полеты. Здесь 20 ОИАБ потерял часть личного состава.
Весна и лето 1942 г. – строительство аэродромов на объекте 314 в районе ст. Сумеречи и в районе в Кярг-озера на Карельском фронте. Зимой и летом 1943 г. батальон стоял в Малошуйке. Строили, восстанавливали, поддерживали в боеготовности аэродромы на объектах 310,348, в Кярг-озере, др.
В ноябре 1943 г. – переформирование батальона в Ворошиловских лагерях г. Калинина. В составе 2-го Прибалтийского фронта восстанавливал аэродромы, взлетные полосы, строил капониры в районе Великих Лук, Литвинихи, Чупрово, Шестково, в Белоруссии. Затем, в составе 3-го Белорусского фронта продолжились работы на территориях БССР и Литвы. Здесь под осень 1944 года на аэродром напоролась большая группа отступающих, выходящих из окружения солдат и офицеров немцев в районе Антоново. Участвовал в преследовании, уничтожении и пленении этой группы.
С октября 1944 года в Восточной Пруссии, затем под Кенигсбергом восстанавливали и поддерживали в рабочем состоянии аэродромы. 7 мая 1945 г. окончил курсы политсостава при ПУ 3-го Белорусского фронта. 9 мая встретил на аэродроме в районе Тапиау. Сменным техником работал по август 1945 г., затем, комсоргом отдельного инженерно-аэродромного батальона.
После войны в июне 1945 года через Польшу перебазировались на аэродром г. Щучин Гродненской области. Избирался на комсомольские, партийно-политические должности в 863-го, 790-го, 805-го истребительных авиационных полках 129-й ИАД.
В апреле 1952 г. с 805-го ИАП перебазировался на аэродром Хотилово в состав войск Московского округа ПВО, 88-й ИАК, под командованием Покрышкина А. И. Вскоре переведен и работал в Политотделе 129-й Кенигсбергской ордена Кутузова II степени ИАД, штаб которой находился в Вышнем Волочке. Уволен в декабре 1960 г. с должности заместителя начальника Политотдела и трудился в аппарате горкома КПСС по 1991 г.
Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», юбилейными.
![](/sites/default/files/%D1%88%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B91.jpg)
И. Шарый (крайний слева) с летчиками 805-го ИАП: Гречухиным, Порошиным, Шевченко, Петуховым. Июль 1959 г.