Тартачаков М. Н.

 Михаил Никодимович Тартачаков, майор

       Призван в армию в январе 1942 года в строительный батальон по возведению оборонительных сооружений, который осенью 1943 года расформирован. В течении 2 месяцев в 116 запасном пехотном полку прошел курс подготовки сержантов. По распределению направлен в Бийскую военную авиационную школу летчиков – истребителей, в которую это пополнение принято не было в связи с опозданием в уже сформированную и обучающуюся группу курсантов. В  связи с этим, с апреля по ноябрь 1944 года обучался в 66 школе воздушных стрелков – радистов Западно – Сибирского военного округа. С ноября 1944 года в составе 650-го бомбардировочного авиационного полка, 188-й БАД, 16-й Воздушной Армии летал на ПЕ–2 воздушным стрелком – радистом на Ленинградском, затем 1-ом Белорусском фронтах. Полк работал по выполнению задач фронтовой авиации. Интенсивные полеты были на Курляндском плацдарме, потом в Польше, Вост. Европе и,  наконец  Германии. Что не вылет – встреча с истребителями, надо по – боевому быть фашистов. Стрелку-радисту – только не зевай, что и делалось в бою. Стояли на аэродроме Шрода, под Познанью, затем у гор. Франкфурт – на Майне. Стрелок – радист ввоздушных боях обеспечивал успешное выполнение экипажем боевых заданий, отражая атаки истребителей противника.

      Запоминающимся был день 1 мая 1945 года, когда при развернутом Красном Знамени полка, после митинга, весь личный состав приступил к подготовке материальной части квылетам на Берлин. 2 и 3 мая такие вылеты состоялись. На высоком подъёме работали  по военным целям в фашистском логове – Берлина. В полетах на столицу Германии бомбардировщиков истребители полка Василия Сталина прикрывали в воздухе от немецких истребителей. 2 мая, увлекшись воздушным боем, истребители В. Сталина оторвались от бомбардировщиков, которые вынуждены работать без воздушного прикрытия. Затем, после 9 мая летных состав полка ездил в Берлин посмотреть результаты своей работы. Результаты действительно получились впечатляющими.  

       Полку присвоено наименование  «Бранденбургский» и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

      После победы в войне 1941 – 45 гг. полк перелетел в уже знакомый район, на аэродром Шрода в Польше, а в июле 1945 года на Закавказье. Летал также по своей профессии воздушного стрелка – радиста. После учебы в Тамбове присвоено в 1950 году офицерское звание. С 1953 года служил начальником связи третьей АЭ 373 бомбардировочного, Берлинского, Краснознаменного авиационного полка. Летал на самолетах  ТУ–2.

    С 1953 года по замене служил на Сахалине. По обеспечению связи летал на самолетах ИЛ–28.

    Затем переведен в военно–транспортную  и, наконец, в воздушно–десантную дивизию. Летал на самолетах ИЛ–12. В конце 1959 года переучился в Сещах Брянской области на турбо–реактивные самолеты  АН–8. В качестве начальника связи эскадрильи летал с аэродрома Завитинск Амурской области по обслуживанию десантников, полетов дальней авиации, полетов на Тикси, Камчатку, в Приморский, Хабаровский края и в Европейскую часть СССР.

      Только в послевоенное время в воздухе был 1093 ч. После ухода из авиации с 1962 года работал на Руставском металлургическом комбинате. С 1988 года – инвалид 1 группы по зрению. В связи с развалом СССР из Грузии в 1991 году вернулся в Вышней Волочек. Награжден орденами Отечественной войны  второй степени, Знак Почета, медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За  безупречную службу», юбилейными.