Нилов Н .М.

Николай Михайлович Нилов, старший лейтенант

                                                                                                9 мая 1989 год

       Когда началась война, обслуживал в Серпуховской военной авиа – тех. школе, которую окончил в 1940 году, самолеты ПО–2, И–15 БИС. Потом переучивался на летчика под Алма-Атой и в Куйбышеве в школе первоначального обучения пилотов. В ноябре 1943 года окончил Куйбышевское училище военно-морских летчиков и летал на самолете ЯК–7б. Прошел обучение в  Высшей  офицерской школе воздушного боя и в мае 1944 года на фронте в составе 20-й ИАП 14-й ИАД  на Северном флоте. Летал на самолетах ЯК–1, ЯК–7д, ЯК–9 на боевые задания по прикрытию торпедных катеров, по сопровождению боевых кораблей, штурмовиков ИЛ–2. Базировались на полуострове Среднем (рядом с Рыбацким). За полгода совершил 35 боевых вылета и почти каждый с воздушным боем. 24 октября 1944 года для сопровождения ИЛ–2 вылетел ведомым на истребителе ЯК–9 в составе шестерки сопровождения. ИЛ–2 штурмовали немецкие позиции в фиордах Норвегии, а истребители вступили в бой с восьмеркой МЕ–109. Несколько немецких истребителей рухнули на землю и в воду. Штурмовики успешно отработали задание. Но самолет Нилова был подбит, загорелся, в том числе и в кабине. С трудом оставил кабину, при этом сорвало один сапог с ногой, пистолет, компас. Приземлился на парашюте близ Берлигова на норвежской земле. Так в одном сапоге с переломами в ноге пробирался 8 суток на восток к своим. Обморозил ногу без сапога, перебираясь через студёные горные реки. Ослаб от недоедания. К северу 8 суток вышел к сараю, заночевал на сене. Норвежские жители утром нашли летчика, обогрели, накормили, перевязали, подлечили…и передали его немцам. Хотели ампутировать левую ногу, но лагерные врачи подлечили. В плену в Норвегии был до конца 1944 года. Затем – лагерь Германии со всеми их жестокостями. Ковылял на костылях до освобождения Советской Армией из плена. В лагере было не менее 30 тысяч  заключенных.

      После войны летал там же на севере в районе Вайнга–2 до июня 1946 года. Общий налет на разных типах самолетов, в основном – истребителях, 620 часов. С февраля 1949 года летал в течение 9 лет в аэроклубе города Калинина, затем работал в автошколе ДОСААФ.

     Награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», юбилейными.

9 мая 1989 г. Ветераны-аэроклубовцы: Васильев, Луцук, Руденко, Соколов, Кудряшов, Нилов.